в

Неделя странных (нет) научных новостей в хорошем журнале The British…

Неделя странных (нет) научных новостей в хорошем журнале The British Medical Journal. В одной работе [1] авторы выяснили, что отправка участникам клиническим исследований рождественских открыток не повышает вероятность того, что добровольцы останутся в исследовании до конца. Досрочно выбывающие участники – большая проблема КИ, так как из-за уменьшения числа людей приходится пересчитывать конечные точки, статистику итд. Идея отправлять им открытки кажется странной – но, как пишут авторы во введении, несмотря на это, организаторы примерно 40% всех КИ в Великобритании ежегодно отправляют участникам открытки в надежде, что это повысит мотивацию остаться в исследовании до конца. Хотя до выхода новой работы никто никогда не пытался проверить действенность такой стратегии. Иными словами, куча денег и времени персонала были потрачены впустую, просто потому, что никто не озаботился проверкой, зато все решили: «Ну открытки – это же так миленько, наверняка, получив стандартную карточку с банальным пожеланием, участники возгорят желанием не выходить из исследования».

Вообще, использование самого собой разумеющегося обоснования – причина множества бессмысленных и вредных действий. Например, я сильно подозреваю, что выставление срока годности аденовирусной вакцины в полгода без соответствующих проверок – одно из них. Если вы помните, мы недавно обсуждали [2], что в Нигерию поставили не меньше миллиона вакцин с истекающим сроком действия, и все они пропали, так как в Африке банально не успели распределить и вколоть их все за оставшиеся четыре-шесть недель.

Вторая странная работа [3], опубликованная в BMJ посвящена хип-хоп песне. А именно ее влиянию на количество звонков на горячую линию по предотвращению самоубийств. Лирический герой песни – молодой темнокожий гей, страдающий от буллинга из-за своей ориентации. Из-за издевательств он сначала хочет покончить с собой, но потом звонит на горячую линию и меняет свое решение. Номер линии много раз повторяется в песне и даже входит в ее название. Правда, количество самоубийств после выхода песни не сократилось: авторы работы пишут, что в течение 34 дней после релиза упало на 5%, но мощные колебания на графике самоубийств, зачастую превышающие 5%, заставляют сомневаться в выводах о взаимосвязи.

Авторы пытаются подвести под свои результаты идею, что, мол, впервые рост числа звонков на горячую линию не сопровождался ростом числа тех, кто добровольно ушел из жизни, как обычно бывает после самоубийств разных селебрити (соответствующие ссылки есть в статье [3]). Но мне кажется, что позитивный эффект от песни имеет смысл оценивать не в течение месяца, а в долгосрочной перспективе. Потому что цифры номера горячей линии запомнят сотни тысяч или даже миллионы поклонников певца, и, возможно, однажды эта память спасет им жизнь. Um

Что вы думаете?

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Загрузка

0

Немецкие ученые: кошки могут болеть коронавирусом, но не заражать людей

Ссылки:[1] — https://www.bmj.com/content/375/bmj-2021-067742[2] -…